Майкл Джексон
Билеты в Большой театр: Щелкунчик

Для знакомства с миром балета «Щелкунчик», творение гениального Чайковского, наверное, «must have» номер один для детей и номер два для взрослых (после «Лебединого озера»). Можете оспорить мои «взрослые» приоритеты, но спор будет лишь о том, на какое место поставить «Щелкунчика», ибо даже лютые ненавистники Феи Драже будут вынуждены включить его в первую пятерку. «Щелкунчик» - балет на все времена, на любой возраст и на самый нестандартный вкус. Можно даже сюжет выбирать. Да-да, именно так, ведь он, не будучи скован произносимыми на сцене словами, очень пластичен. Постановщик волен трактовать музыку весьма своеобразно, меняя времена и нравы, уносясь в параллельные миры, добавляя и изгоняя героев. Неожиданный поворот сюжета придумал Рудольф Нуриев: расколдованный Щелкунчик оказывается… помолодевшим Дроссельмейером, крестным Мари, подарившим девочке Щелкунчика-куклу (кто о чем…). Даже по поводу имени главной героини нет общего мнения: она может быть Машей, Мари, Кларой, и я даже не могу предположить, как будут звать девочку в постановке китайского школьного театра.

Будучи впервые поставлен Мариинкой в 1892 году, «Щелкунчик» впоследствии стал визитной карточкой прежде всего Большого театра. Это классика русского балета, плюс сценический гений Юрия Григоровича, плюс мастерство труппы, всё это помножено на изумительные  декорации и царственный зал, удивительно гармонирующий с творящейся на сцене новогодней мистерией. Впечатление передать словами невозможно, тебя подхватывает фантастический вихрь танца. Большой сам по себе очень сказочный, волшебный театр, но с Щелкунчиком на сцене это становится особенно заметно.

Чтобы увидеть главный театр страны во всём блеске, билеты в Большой театр  на «Щелкунчик» - идеальный вариант. В любом театре были и будут более сильные и слабые постановки. Так вот, для любого театра Щелкунчик – это парадный костюм. Партии будут розданы самым сильным солистам. В еще императорской Мариинке на сцену мальчиком выходил Баланчин, Фрицем был Сергей Легат, в Большом блистал дуэт Максимовой и Васильева, Лепешинская перевоплощалась в Фею Драже.

Насколько мощным брэндом стал Щелкунчик в Большом, видно по ошибкам в некоторых статьях о постановке Театра классического балета (ГАТКБ), где  Владимира Василёва упорно пытаются переименовать в Васильева.

В советские времена билеты на Щелкунчика в Большом театре были своеобразной валютой, достать их было практически невозможно. Тем не менее, многие читатели старшего поколения побывали на Щелкунчике. Сейчас бы сказали, что мы попадали туда по коррупционным схемам. Муки совести по этому поводу мне не ведомы, но какое счастье, что сейчас заветный билетик можно просто купить, не нарушая закон!

Щелкунчик прижился и в Америке, куда его привез гениальный Джордж Баланчин в 1956году. В 2010 году Александр Ратманский порадовал Нью-Йорк новой новой классической постановкой Щелкунчика для для Американского балетного театра (дизайн костюмов: Ричард Хадсон, премия Tony за мюзикл"Король-лев"). Ставил «Щелкунчика» в эмиграции и Михаил Барышников. Балет настолько полюбился зрителям, что стал привычным «домашним» спектаклем для многочисленных школ танца. Действительно, где еще можно так органично вывести на сцену детей разного уровня подготовки? Эти камерные версии, не претендующие на масштабы бродвейских шоу, сильно сокращенные, позволяют даже новичку покружиться в танце вокруг новогодней ёлки.

Неожиданный поворот сюжета придумал Рудольф Нуреев: расколдованный Щелкунчик оказывается… помолодевшим Дроссельмайером, крестным Мари.

Константин Тачкин перенес действие в начало ХХ века, добавил к классическому балету номера иллюзионистов и назвал постановку «Санкт-Петербургский Щелкунчик». Видимо, чтобы никто не перепутал. Действительно, отличия видны невооруженным глазом. Но не скажу, что это плохо: дивертисмент второго действия вполне позволяет дополнять сольные танцы любой театральной-цирковой начинкой.

Еще дальше от оригинала французская постановка Мориса Бежара, где есть всё, от цирка до корриды. Но… что-то лично мне уже приелась экзотика…

Дальше предлагаю сделать форму соцопроса:

Будь у вас свобода перемещения в пространстве и времени, какой «Щелкунчик» пойдете смотреть?

- Васильева и Максимову в Большомтеатре

- первую постановку Петипа в Мариинке (и Гергиев за дирижерским пультом) Как откуда? А я его на машине времени прихвачу!

- бродвейское шоу-

- Рудольфа Нуриева

- Мориса Бежара

-свой вариант

 
0 URL
просмотры
17
5 Января, 2014
+
0
00
осталось символов: 4000